Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний углубить понимание окружающей действительности.
В развитии любознательности детей раннего возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность, осуществляющаяся, прежде всего в ходе учебных занятий, предусмотренных программой ДОУ. Любознательность малышей выражается, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Побуждению вопросов и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией, новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир. В процессе воспитания и учения мир, окружающий ребенка раскрывается постепенно - от познания конкретных фактов и явлений к пониманию и установлению связей. И прежде всего это проходит в процессе поисково-исследовательской деятельности путем проведения экспериментов и наблюдений. Я вижу, что это вызывает у детей восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям, приобретая знания о свойствах и качествах объектов.
В процессе такой деятельности подвожу ребенка к тому, чтобы он увидел и сформулировал проблему - поставил вопрос и получил возможность узнать ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому. Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли.
Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, на стене солнечный зайчик!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Миша, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым мысль ребенка, побуждая к сравнениям, вызывающим припоминание прошлого или рассуждения.
Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.
В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие познавательной активности. Ведь у малышей на данном этапе присутствует наглядно - образное мышление. Ребенку необходимо рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения.
Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.
Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленные, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования. Так на занятии: «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем».
Цели: продолжать формировать первичные представления о воде: прозрачная, течет, льется, журчит. Учить малышей выражать словами свои впечатления, сравнивать, экспериментировать, запоминать. Совершенствовать моторные возможности детей.
Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, желание узнавать новое. Развивать тактильные и кинетические ощущения.
Воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок в группе и на рабочем месте ; проявлять вежливое отношение к окружающим: здороваться, прощаться, обращаться за помощью, благодарить за услугу.
Дети на протяжении всего занятия экспериментируют (прикасаемся по очереди каждым пальчиком к воде сначала одной рукой, потом второй, потом пальцами обеих рук одновременно) . Играем в воде в игру «Большие ноги идут по дороге: Топ-топ-топ-топ. Маленькие ножки бегут по дорожке: Топ - топ-топ-топ.» (Сначала кулачками, потом пальчиками изображаем широкие и мелкие шаги по воде).
Я говорю малышам: «Хочешь, тоже сделай так, то ладошка (опустить всю кисть в воду), то кулак (попеременные сжимания и разжимания пальчиков).
В практической части. «Поздороваемся с водичкой»
Пальчики малышей встречаются в воде и друг с другом «здороваются» — потирают друг друга.
Задаю вопрос — Вам видны сквозь воду ваши пальчики? Водичка не мешает видеть свои руки? Малыши высказывают свои наблюдения и только потом делаем вывод – вода прозрачная. Предлагаю малышам: сделайте, пожалуйста, кулачки, слегка разожмите верхние пальчики, сделайте из своих кулачков стаканчики. Я налью в ваши стаканчики из кулачков водичку из лейки, а вы понаблюдайте, что будет делать вода? Каждый ребёнок высказывает своё наблюдение – вода- (Утекает, капает, бежит, выливается).
А теперь предлагаю - Разожмите кулачки, отпустите водичку в таз. Что сделала водичка с вашими ладошками? (Намочила).
— Давайте оставим следы ваших мокрых ладошек на доске.
— Вам видны отпечатки ладошек на доске? Почему? (Ладошки мокрые).
— Видите, водичка может рисовать — оставляет мокрые следы. Вот такие занятия дают малышам возможность самим всё проверить, испробовать. А дальше с малышами мы легко делаем вывод - почему бутылка с водой утонула, а пустая плавает. Как долго думали малыши как же им перелить воду из одной чашки в другую, предлагая разные варианты, но решили попробовать губками и работа закипела , дети так быстро перенесли всю воду из одной чашки в другую. А в конце занятия малыши столько вспомнили и рассказали в водичке. Вот на таких познавательно – исследовательских занятиях мы и развиваем интерес и любознательность ко всему, что нас окружает.
Защита.Развитие любознательности у детей раннего возраста.doc