В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.  

      Для формирования связной речи просто необходимо создание условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.     Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуй в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Именно поэтому я выбрала эту тему самообразования.

Пояснительная записка.

 Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать с раннего возраста. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.

Цель:

  Создание условий для развития речи и творческих способностей детей посредством  театра.

 Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи малышей.  

2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм. 

Срок реализации: год (2018 -2019  гг.)

Предполагаемый результат:

  • Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к  
  • 1.  Повышению интереса к работе;
  • 2.  Росту компетентности;
  • 3.  Росту уровня профессиональных навыков и умений;
  • 4. Повышению уровня саморегуляции, самоорганизации;
  • 5. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.
  • 6. Обобщению  опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ.

Планирование по теме: «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».

 Цель: продолжать повышение педагогического уровня, профессиональной  компетентности. Внедрение в работу новых методов и направлений в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей (или законных представителей) к воспитанию детей в образовательной области (или направлении).

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение психолого – педагогических условий по теме «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».

 

Август- Сентябрь, 2018

Изучение методической литературы.

Прогностический

 

1.Определение целей и задач по теме «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».

 

 

 

 

2.Исследовательская работа в области воспитания любознательности у детей раннего возраста

 

 

3.Прогнозирование результатов.

 

Сентябрь- Ноябрь, 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формулировка целевых ориентиров: проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное по возрасту художественное произведение.

 

2.Подбор и приобретение

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных

необходимого материала и оборудования.

 

Приобретение литературы; кукольного театра фотоаппарата.

 

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 

 

 

 

 

 

2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Взаимодействие с семьями воспитанников

 

Декабрь, 2018 – Март, 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.КПК, ММО, изучение опыта педагогов ДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, консультация, участие в конкурсах и выставках различного уровня и т.д.

2.Разработка проекта «Волшебный мир театра»

 

Разработка перспективного планирования для малышей в воспитании творческих способностей малышей.

 

3. Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса, организуемого МБДОУ.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Помощь отдельным семьям в воспитании творческих способностей у детей раннего возраста

Анкетирование родителей с целью выявления творческих способностей детей.

 

 

Привлечение к практическим -совместным занятиям по воспитанию творческих способностей детей раннего возраста «Семейный театр как эффективная форма работы с родителями».

Обобщающий

1.Оформление результатов работы.

 

 

 

 

2.Распространение опыта своей работы

 

 

 

3.Определение результатов.

Апрель, 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста»

2.Оформление результатов в форме печатной работы. Обмен опытом в виде презентации для родителей.

 

3.Мониторинг

 

Аналитический

1. Творческий отчет

Проведение мастер-класс для родителей на групповом родительском собрании. Тема: «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».

2.Составление анализа созданных педагогических условий для развития

 

3.Подведение итогов

 

 

Май, 2019

 

 

1.Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег.

 

 

 

2.Самоанализ проделанной работы

3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (в виде презентации)

 

Перспективный

Планирование деятельности и перспектив развития

Май, 2019

Выявление проблемных вопросов пед. компетенции.

Приложение:

Изучение методической литературы:

Используемая литература:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Антипина А.Е. «Развитие речи через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении».

Артемова, Л. В. «Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей детского сада»

Гурьева Н.А. «Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет» 

Маханева  М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов»

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Театрализованная деятельность в детском саду»

Интернет ресурсы:

http://www.google.com  

http://www.maaam.ru       

http://www.nsportal.ru