В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуй в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Именно поэтому я выбрала эту тему самообразования.
Пояснительная записка.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать с раннего возраста. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Цель:
Создание условий для развития речи и творческих способностей детей посредством театра.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи малышей.
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Срок реализации: год (2018 -2019 гг.)
Предполагаемый результат:
- Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к
- 1. Повышению интереса к работе;
- 2. Росту компетентности;
- 3. Росту уровня профессиональных навыков и умений;
- 4. Повышению уровня саморегуляции, самоорганизации;
- 5. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.
- 6. Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ.
Планирование по теме: «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».
Цель: продолжать повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности. Внедрение в работу новых методов и направлений в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей (или законных представителей) к воспитанию детей в образовательной области (или направлении).
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
|
Диагностический |
Изучение психолого – педагогических условий по теме «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».
|
Август- Сентябрь, 2018 |
Изучение методической литературы. |
|
Прогностический |
1.Определение целей и задач по теме «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста».
2.Исследовательская работа в области воспитания любознательности у детей раннего возраста
3.Прогнозирование результатов. |
Сентябрь- Ноябрь, 2018
|
1. Формулировка целевых ориентиров: проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное по возрасту художественное произведение.
2.Подбор и приобретение
необходимого материала и оборудования.
Приобретение литературы; кукольного театра фотоаппарата.
|
|
Практический |
1.Внедрение опыта работы.
2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
3.Взаимодействие с семьями воспитанников
|
Декабрь, 2018 – Март, 2019
|
1.КПК, ММО, изучение опыта педагогов ДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, консультация, участие в конкурсах и выставках различного уровня и т.д. 2.Разработка проекта «Волшебный мир театра»
Разработка перспективного планирования для малышей в воспитании творческих способностей малышей.
3. Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса, организуемого МБДОУ. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Помощь отдельным семьям в воспитании творческих способностей у детей раннего возраста Анкетирование родителей с целью выявления творческих способностей детей.
Привлечение к практическим -совместным занятиям по воспитанию творческих способностей детей раннего возраста «Семейный театр как эффективная форма работы с родителями». |
|
Обобщающий |
1.Оформление результатов работы.
2.Распространение опыта своей работы
3.Определение результатов. |
Апрель, 2018
|
1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста» 2.Оформление результатов в форме печатной работы. Обмен опытом в виде презентации для родителей.
3.Мониторинг
|
|
Аналитический |
1. Творческий отчет Проведение мастер-класс для родителей на групповом родительском собрании. Тема: «Пальчиковый театр как средство развития речи и творческих способностей детей раннего возраста». 2.Составление анализа созданных педагогических условий для развития
3.Подведение итогов
|
Май, 2019
|
1.Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег.
2.Самоанализ проделанной работы 3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (в виде презентации)
|
|
Перспективный |
Планирование деятельности и перспектив развития |
Май, 2019 |
Выявление проблемных вопросов пед. компетенции. |
Приложение:
Изучение методической литературы:
Используемая литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Антипина А.Е. «Развитие речи через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении».
Артемова, Л. В. «Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей детского сада»
Гурьева Н.А. «Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет»
Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов»
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Театрализованная деятельность в детском саду»
Интернет ресурсы: