А. Н. Толстой «Ёж»
Телёнок увидел ежа и говорит:
— Я тебя съем!
Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
— Попробуй...
Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове- матери, жалуется:
— Ёж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.
— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Что сделал ёжик, когда испугался, что телёнок его съест?
• Что произошло, когда телёнок лизнул ежа?
• Какого огромного зверя победил ёж? Почему этот зверь показался ёжику таким огромным?
• Поверили ли звери ёжику? Что они стали говорить?
В. Бианки «Лис и Мышонок»
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!
— А я от тебя в отнорочек — и был таков!
Вопросы для обсуждения с детьми
• Почему у Мышонка грязный нос?
• От кого прятался Мышонок?
• Что у Мышонка есть в норке?
• Куда Мышонок сможет убежать от Лиса, если Лис разроет его норку?
М. Пляцковский «Однажды утром»
Утёнок вечно куда-то спешил. И когда он быстро ковылял по зелёной траве, то со стороны казалось, что катится мячик. А так как этот мячик ещё и крякал, то утёнка назвали Крячиком.
Очень не нравилось утёнку по утрам умываться. Его, бывало, не то что к речке, а в обыкновенную лужу силком не затащишь.
— Долго ли ты ещё у меня будешь неряхой? — укоряла утёнка мама.
— А я и так себя прекря-кря-крясно чувствую! — отвечал Крячик.
Но однажды цыплёнок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить утёнка.
Вышел утром Крячик во двор, как всегда неумытый и заспанный, поздоровался с цыплёнком Фью:
— Крякствуй!
Это у него так слово «здравствуй» получалось.
А цыплёнок говорит:
— Кто ты? Я тебя не знаю.
Тогда Крячик направился к щенку Тявко s
— Крякствуй!
— Откуда ты такой взялся? — удивился щенок.
Обиделся утёнок на своих друзей.
«Что с ними? — думает. — Почему они меня вдруг узнавать перестали?»
Тут дождик начался. Звонкий такой дождик. Весёлый. Тёплый-претёплый.
Не успел Крячик под крыльцо спрятаться — и дождик искупал его хорошенько.
Щенок и цыплёнок сами к утёнку подбежали и говорят:
— Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный!
Крячик спрашивает их:
— Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?
— Ко мне какой-то грязнуля подходил, а совсем не ты, — сказал Фью.
— И ко мне тоже какой-то чумазый приставал, — сказал Тявка.
— Так это же был я! — засмеялся утёнок, — Только теперь меня дождик умыл.
— Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, то на дождик не надейся! — проворчал щенок Тявка.
— Ведь дождик бывает не каждый день! — пропищал цыплёнок Фью.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Что больше всего не нравилось делать утёнку Крячику по утрам?
• Почему цыплёнок и щенок не узнали утёнка Крячика? Какой он был?
• После чего друзья узнали утёнка?
• Что посоветовали утёнку Крячику цыплёнок и щенок?
Т. Александрова «Зверик»
У мамы Зверуши был маленький Зверик. Жили они за далёкими оврагами, за буграми и лесами. Мама Зверуша была большая, добрая, лохматая; шерсть у неё была зелёная, как трава, а глазки синие, как лужицы в траве. Зверик был такой же, как мама, лохматый, зелёный, но только маленький. Но лес у них был не зелёный, а красный и трава красная, как осенние листья. Зелёные звери в красном лесу.
Один раз Зверуша говорит Зверику:
— Не уходи от меня далеко, а то потеряешься.
Обещал Зверик. А когда мама уснула, ему стало скучно, и решил он прогуляться. Сначала он прогуливался вокруг мамы, но круги становились всё больше, и Зверик отходил от мамы всё дальше. И вдруг он увидел бабочек. Побежал за ними да и убежал из своего леса. Прибежал в такой лес, как наш, где листья и трава зелёные. И не стало Зверика видно!
Проснулась мама — нет Зверика. Она его искать! Искала, искала — нет нигде. Только следы нашла. Привели те следы в Зелёный лес. А Зверик увидал маму и решил с ней в прятки поиграть. Сидит и не откликается. Искала, искала его мама, звала, звала и ушла совсем в другую сторону. Тише и тише её голос, тише и тише, а когда совсем пропал, испугался Зверик и бежать за мамой вдогонку. Бежит, бежит, а догнать не может. Ещё бы, поди догони.
Заплакал он, а выйти из зелёной травы боится. Тут его никто не разглядит, не тронет. И догадался он по краю бежать. По зелёной опушке бежит, на красную смотрит! И видит: мама его в Красном лесу стоит, большая, зелёная, далеко видно! Это она нарочно, чтобы Зверик увидел её. Зверик из лесу прямо к ней. Мама и шлёпать его не стала — так обрадовалась сыну.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Расскажи, какая была мама Зверуша. А какой был Зверик?
• Какого цвета был у них лес?
• Как случилось, что Зверик убежал из своего леса?
• Почему он потерялся в Зелёном лесу?
• Почему так получилось, что мама не смогла найти Зверика? Хорошо ли он поступил, когда решил поиграть с ней в прятки?
• Нарисуй Красный и Зелёный лес и Зверика, который бежит к своей маме по опушке Зелёного леса.
Н. Павлова «Чьи башмачки»
Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.
— Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!
Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и — прыг! — на пол. А башмачки — бух! — во двор. Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся? Подошёл к башмачкам гусь:
— Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!
— Го-го-го! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам! Кыш, кыш!
Вот гусь и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошёл к башмачкам петушок:
— Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках — острые когти. Нет, не наденемся!
— Ко-ко-ко! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!
Вот петушок и убежал.
Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошла к башмачкам собачка:
— Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шёрстка, и пальчиков не видно.
— Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси- ка их нам. Здесь наша детка. Ждёт свои башмачки.
Собачка послушалась, взяла башмачки в зубы.
— Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!
Вот и принесла собачка наши башмачки домой!
Вот теперь где башмачки! Вот на чьих ножках!
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Как случилось, что башмачки оказались во дворе?
• Как плакали башмачки? Что они приговаривали?
• Почему башмачки не стали надеваться на лапки гуся и петушка? Могут ли гуси, петушки или собачки носить башмачки?
• О чём попросили собачку? Что произошло, когда собачка принесла башмачки?
Г. Цыферов. Из цикла «Про чудака лягушонка»
Сказка первая
Однажды лягушонок сидел у реки и смотрел, как в голубой воде плавает жёлтое солнышко. А потом пришёл ветер и сказал: «Ду». И по реке и по солнышку пошли морщинки. Рассердился тут ветер и сказал ещё раз: «Ду, ду, ду». Очень сильно. Он, видимо, хотел разгладить морщинки, но их стало больше.
И тут рассердился лягушонок. Он взял прутик и сказал ветру: «А я тебя прогоню. Ты зачем морщишь воду и любимое солнышко?»
И он погнал ветер, погнал через лес, через поле, через большую жёлтую канаву. Он гнал его в горы, где пасутся козы и овцы. И весь день там лягушонок скакал за ветром и махал прутиком. Кто-то думал: он отгоняет пчёл. Кто-то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал.
Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Нарисуй картину, которой любовался лягушонок. Что на ней будет изображено?
• Почему рассердился лягушонок? Что он сказал ветру?
• Куда погнал лягушонок ветер? Где он его пас весь день?
• Расскажи, как лягушонок пас ветер. Что он сделал?
• Ты догадался, почему автор называет лягушонка «чудаком»? Разве можно пасти ветер?
Сказка вторая (в сокращении)
...Каждый знает, что он ищет. А что искал лягушонок, он и сам не знал. Может быть, маму; может быть, папу; может быть, бабушку или дедушку.
На лугу он увидел большую корову.
— Корова, корова, — сказал он ей, -— а ты хочешь быть моей мамой?
— Ply что ты! — замычала корова. — Я большая, а ты такой маленький!
На реке он встретил бегемота.
— Бегемот, бегемот, ты будешь моим папой?
— Ну что ты, — зачмокал бегемот. — Я большой, а ты маленький!..
Медведь не захотел стать дедушкой. И здесь лягушонок рассердился. Он нашёл в траве маленького кузнечика и сказал ему:
— Ну вот что! Я — большой, а ты маленький. И всё равно я буду твоим папой.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Знал ли лягушонок, что он ищет? А чего ему хотелось?
• Какой был лягушонок: маленький, грустный, одинокий, весёлый, зелёный, счастливый?
• Согласились ли корова и бегемот стать мамой и папой для маленького лягушонка? Что они ему ответили?
• Что сказал лягушонок маленькому кузнечику?
• Как ты думаешь, теперь лягушонок стал весёлым и счастливым? Кто у него появился: сынок или друг?
Г. Балл «Ветерок заболел»
Однажды маленький ветерок ужасно замёрз. Он летал и бегал по северным странам, у него даже случился насморк и кашель.
— Ап-чхи! — чихнул ветерок.
А мокрый свой нос не мог вытереть. Разве что облачком. Но оно такое чисто-чисто белое, к нему и подлететь боязно. Ветерок не подлетел, надо было скорее-скорее лечиться, чтобы выздороветь.
Старая сосна посоветовала ветерку обратиться за помощью к медведю-врачу.
Прилетел ветерок к медвежьей берлоге. Тук-тук! А носом: хлюп-хлюп!
Медведь подошёл к двери:
— Кто там?
А ветерок уже и говорить не может.
Впустил медведь ветерок в берлогу, дал ему целую банку мёда, а пяточки натёр травой-мяточкой.
Ветерок сразу повеселел, закружился по берлоге, затанцевал, да и опять в дверь — и улетел. Даже не сказал медведю доброе слово «спасибо».
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Что случилось с маленьким ветерком?
• Почему ветерок не стал вытирать свой мокрый нос маленьким облачком?
• Кто помог ветерку вылечиться?
• Что должен был сказать ветерок медведю на прощание?
• Какой момент рассказа понравился тебе больше всего? Почему?