Индивидуальный маршрут образовательной работы с ребенком ГРВ в период адаптации «Играем вместе»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ ( группы раннего возраста) В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Срок действия маршрута 3 месяца.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. Но в настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые. В начальном периоде посещения дошкольного учреждения у них нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Наблюдения данных проявлений детей вызвало необходимость обращения к первоисточникам, из которых получены сведения о причинах поведенческих отклонений у малышей. В них, также, описаны особенности адаптации детей к детскому коллективу в дошкольном учреждении.

Изучение теоретических основ и наблюдение практики адаптации детей к ДОУ побудили меня, искать рациональные пути улучшения адаптации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет к детскому саду.

В результате практической деятельности мою выяснено, что не каждого ребенка легко вызвать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм обучения и воспитания детей раннего возраста, в том числе и в игровой деятельности, создания атмосферы комфорта и сотрудничества.

С этой целью мною осуществляется индивидуальная работа по теме «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению средствами игровой деятельности». В соответствии с этапами адаптации, с детьми младшей группы проводятся занятия 1 раз в день.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

В настоящее время существует множество педагогических технологий и методик обучения. Но чтобы грамотно осуществить выбор методов и средств обучения, воспитания и развития детей в сложный для них период адаптации, необходимо глубокое знание реальных возможностей дошкольников, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Работая с детьми, убедилась в том, что применение игрового метода и приемов в целом не только не снижает уровень адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, но напротив, повышает его, способствуя, при этом, развитию речевой и двигательной активности, игровой деятельности детей.

В основу методического инструментария закладываю педагогику любви и свободы, изменяя привычную традиционную педагогическую лексику на язык и стиль, развивающие творчество, вдохновение и гармонию.

В основе педагогической деятельности с детьми в период адаптации основополагающими считаю следующие моменты:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание уверенности в себе;
  • формирование самостоятельности /желание и умение играть, расширять границы своих возможностей/;
  • сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

При решении проблем адаптации считаю разумным введение в практическую деятельность воспитателей младших групп дошкольного учреждения элементов семейного воспитания: большую степень свободы и самостоятельности, возможность делать то, что хочется в данный момент; больший объем общения, его эмоциональную окраску; ласку, взаимоотдачу.

Но для успешного прохождения адаптационного периода необходимо еще и создание специфической среды, которая способствует установлению контактов с другими детьми и взрослыми. Именно достижение этих целей и предполагается в результате нашей деятельности: развитие доброжелательных отношений к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам; освоение разных способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, повседневном общении, бытовой деятельности.

Все задачи адаптационного периода реализуются через различные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно-отобразительные, сюжетные.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

В воспитании и состоянии здоровья ребенка, впервые пришедшего в детский коллектив, многое зависит от периода адаптации к дошкольному учреждению. Поэтому со всей ответственностью подхожу к приему новичков.

Как отмечает Н.Л. Кряжева, при поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, отрыв от любимых родителей, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит много изменений, что зачастую вызывает стрессовое состояние, которое может привести к невротическим реакциям и более серьезным осложнениям в развитии. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в ДОУ, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Актуальность проблемы адаптации к детскому саду отмечалась в работах Н.Д.Ватутиной, Д.Лешли, Е.К. Лютовой, Г.В. Мониной и других.

Новизна маршрута проявляется в том, что, систематизировав теоретические знания по вопросам адаптации, подкрепив их практическим опытом и опытом народной педагогики, сформировалась оптимальная система работы.

ЦЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА:

Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА:

1.Сохранение, укрепление и формирование здоровья ребёнка путём оптимальной организации педагогического процесса; создания условий для игровой деятельности и двигательной активности; привития культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни.

2. Формирование положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.

3. Передача социального опыта игры, основ коммуникации.

4. Создание единого образовательного пространства на основе формирования доверительных партнёрских отношений на основе использования оптимальных форм взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бейтендейк, Бюлер, Вундт, Гросс, Дьюи, Жане, Колоцца, Пиаже, Штерн, Фромм и другие.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Ю.П.Азаров, М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, О.С.Газман, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая, В.С.Мухина, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Славина, К.Д.Ушинский, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Эльконин и другие.

Понимая необходимость обращения к первоисточникам, достаточно важными теоретическими вопросами считаю вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, о ее структуре и динамике развития, психологических основах генезиса личности ребенка раннего возраста.

В маршруте творчески использован опыт:

- Г.Г. Григорьевой, Г.В. Груба, Е.В.Зворыгиной, Э.П. Костиной, Н.П.Кочетовой, О.К. Магомедовой, Д.В. Сергеевой, О.Н.Степановой, Е.Ф. Терентьевой по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет;

- Н.Д. Ватутиной, Л. Пыжьяновой по адаптации детей к дошкольному учреждению.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Опыт может быть использован любым педагогом, понимающим значимость его и принимающим данный подход, как одну из форм организации жизни детей раннего возраста в адаптационном периоде. Цель этой работы – помочь себе и воспитателям младшей группы организовать педагогическую деятельность и эффективно использовать игры в адаптационном периоде. Практическая значимость заключается в широком использовании разработанной системы игр и занятий в педагогической деятельности воспитателей детского сада.

Настоящая работа может быть интересна для воспитателей, которые ищут пути повышения качества своей работы.

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА.

Общеизвестно, что в соответствии, с программными задачами подбирается содержание педагогической работы. Для создания условий безболезненного прохождения адаптационного периода предусматривается разработка индивидуального маршрута адаптации, организация системы встреч специалистов ДОУ с родителями будущих воспитанников. С целью решения этой задачи, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку необходим учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение щадящего режима дня. Чтобы создать условия для социализации личности ребенка, предусмотрено создание условий для проведения игр, занятий, самостоятельной деятельности детей, использование индивидуального стиля общения с каждым ребенком, поддержание инициативы, самостоятельности.

В рамках индивидуально-дифференцированного подхода отмечаю, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, что может зависеть от типа темперамента ребенка. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует индивидуального подхода в период адаптации.

Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс, склонны затормаживаться, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, в первую очередь становятся возбужденными. Проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходима же такая организация жизни ребенка, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Анализируя первоисточники, сделала вывод, что в основном выделяют три фазы адаптационного процесса.

В начале адаптации имеет место острая фаза, сопровождаемая колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Далее следует подострая фаза, характеризуемая уменьшением всех сдвигов. Для фазы компенсации характерно убыстрение темпа развития, в результате чего к концу учебного года дети преодолевают указанную задержку темпов развития. Медицинский персонал, педагог-психолог и воспитатели адаптационных групп различают степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- лёгкая адаптация, когда сдвиги нормализуются за 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не чаще обычного болеет;

- средней тяжести адаптация – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребе-нок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание на 5-7 дней, и присутствуют признаки стресса;

- тяжелая степень адаптации – от 2 до 6 месяцев ребенок часто болеет, теряет имеющиеся навыки, может наступать истощение организма.

С целью создания условий для более легкой адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо создать взаимосвязь в деятельности специалистов: заведующего, методиста, психолога, медсестры. Но воспитателю группы принадлежит едва ли не ведущая роль: учитывая органические потребности детей в период адаптации, он приучает детей к режиму и воспитанию в группе сверстников, привлекает к активному участию в режимных моментах. Воспитатель организует проведение цикла игровых занятий в адаптационном периоде. Ведь детство - это особый период в становлении организма ребенка, а каким будет этот процесс, зависит от качества взаимодействия с окружающими.

Поэтому занятия-игры в адаптационном периоде, кроме решения задач адаптации к дошкольному учреждению, направлены и на укрепление физического и психического здоровья детей, укрепление их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей ребенка. На формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.

Цель цикла занятий – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи занятий:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к игре-занятию, учитываю следующие особенности:

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
  • поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия;
  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;
  • использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
  • отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной работы;
  • использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
  • создание условий для формирования у ребёнка уверенности в своих силах.

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышения качества жизни ребенка является реализация технологии воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками посредством игровой деятельности.

Направления работы с детьми:

1. Формирование предпосылок сюжетно - отобразительной игры.

2. Формирование культурно - гигиенических навыков.

3. Сенсорное воспитание.

4.Музыкальное воспитание.

5. Развитие изобразительной деятельности.

Направления работы с родителями:

1. Передача психолого-педагогических знаний родителям.

2. Создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.

3. Вооружение адекватными приемами взаимодействия с детьми.

Для реализации задач адаптационного периода необходимы оборудование и материалы для развития у детей движений, речи, конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных способностей, театрализованной деятельности, ознакомления с природой.

При формировании предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста в адаптационный период, руководствуюсь деятельно-возрастным подходом, требованиями и рекомендациями программно-методической литературы, пожеланиями и запросами родителей.

Немаловажная роль отвожу и работе с родителями, ведь от того, как сложится каждодневное общение ребенка с взрослыми в семье, во многом зависит процесс адаптации к условиям детского сада.

Для улучшения детско-родительских отношений планируются разные формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания.

 



Источник: http://anna1959.ucoz.net/publ/1-0-0-0-1
Категория: Мои статьи | Добавил: aleksej_ponomarev_1983 (12.12.2018) | Автор: Пономарева Анна Ильинична E
Просмотров: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar