А. Н. Толстой «Ёж»

Телёнок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй...

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове- матери, жалуется:

— Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.

 

Вопросы для обсуждения с детьми

• Что сделал ёжик, когда испугался, что телёнок его съест?

• Что произошло, когда телёнок лизнул ежа?

• Какого огромного зверя победил ёж? Почему этот зверь показался ёжику таким огромным?

• Поверили ли звери ёжику? Что они стали говорить?



В. Бианки «Лис и Мышонок»

— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, Лис, прятаться.

— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь!

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!

— А я от тебя в отнорочек — и был таков!

 

Вопросы для обсуждения с детьми

• Почему у Мышонка грязный нос?

• От кого прятался Мышонок?

• Что у Мышонка есть в норке?

• Куда Мышонок сможет убежать от Лиса, если Лис разроет его норку?



М. Пляцковский «Однажды утром»

Утёнок вечно куда-то спешил. И когда он быстро ковылял по зелёной траве, то со стороны казалось, что катится мячик. А так как этот мячик ещё и крякал, то утёнка назвали Крячиком.

Очень не нравилось утёнку по утрам умываться. Его, бывало, не то что к речке, а в обыкновенную лужу силком не затащишь.

— Долго ли ты ещё у меня будешь неряхой? — укоряла утёнка мама.

— А я и так себя прекря-кря-крясно чувствую! — отвечал Крячик.

Но однажды цыплёнок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить утёнка.

Вышел утром Крячик во двор, как всегда неумытый и заспанный, поздоровался с цыплёнком Фью:

— Крякствуй!

Это у него так слово «здравствуй» получалось.

А цыплёнок говорит:

— Кто ты? Я тебя не знаю.

Тогда Крячик направился к щенку Тявко s

— Крякствуй!

— Откуда ты такой взялся? — удивился щенок.

Обиделся утёнок на своих друзей.

«Что с ними? — думает. — Почему они меня вдруг узнавать перестали?»

Тут дождик начался. Звонкий такой дождик. Весёлый. Тёплый-претёплый.

Не успел Крячик под крыльцо спрятаться — и дождик искупал его хорошенько.

Щенок и цыплёнок сами к утёнку подбежали и говорят:

— Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный!

Крячик спрашивает их:

— Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?

— Ко мне какой-то грязнуля подходил, а совсем не ты, — сказал Фью.

— И ко мне тоже какой-то чумазый приставал, — сказал Тявка.

— Так это же был я! — засмеялся утёнок, — Только теперь меня дождик умыл.

— Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, то на дождик не надейся! — проворчал щенок Тявка.

— Ведь дождик бывает не каждый день! — пропищал цыплёнок Фью.

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Что больше всего не нравилось делать утёнку Крячику по утрам?

• Почему цыплёнок и щенок не узнали утёнка Крячика? Какой он был?

• После чего друзья узнали утёнка?

• Что посоветовали утёнку Крячику цыплёнок и щенок?



Т. Александрова «Зверик»

У мамы Зверуши был маленький Зверик. Жили они за далёкими оврагами, за буграми и лесами. Мама Зверуша была большая, добрая, лохматая; шерсть у неё была зелёная, как трава, а глазки синие, как лужицы в траве. Зверик был такой же, как мама, лохматый, зелёный, но только маленький. Но лес у них был не зелёный, а красный и трава красная, как осенние листья. Зелёные звери в красном лесу.

Один раз Зверуша говорит Зверику:

— Не уходи от меня далеко, а то потеряешься.

Обещал Зверик. А когда мама уснула, ему стало скучно, и решил он прогуляться. Сначала он прогуливался вокруг мамы, но круги становились всё больше, и Зверик отходил от мамы всё дальше. И вдруг он увидел бабочек. Побежал за ними да и убежал из своего леса. Прибежал в такой лес, как наш, где листья и трава зелёные. И не стало Зверика видно!

Проснулась мама — нет Зверика. Она его искать! Искала, искала — нет нигде. Только следы нашла. Привели те следы в Зелёный лес. А Зверик увидал маму и решил с ней в прятки поиграть. Сидит и не откликается. Искала, искала его мама, звала, звала и ушла совсем в другую сторону. Тише и тише её голос, тише и тише, а когда совсем пропал, испугался Зверик и бежать за мамой вдогонку. Бежит, бежит, а догнать не может. Ещё бы, поди догони.

Заплакал он, а выйти из зелёной травы боится. Тут его никто не разглядит, не тронет. И догадался он по краю бежать. По зелёной опушке бежит, на красную смотрит! И видит: мама его в Красном лесу стоит, большая, зелёная, далеко видно! Это она нарочно, чтобы Зверик увидел её. Зверик из лесу прямо к ней. Мама и шлёпать его не стала — так обрадовалась сыну.

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Расскажи, какая была мама Зверуша. А какой был Зверик?

• Какого цвета был у них лес?

• Как случилось, что Зверик убежал из своего леса?

• Почему он потерялся в Зелёном лесу?

• Почему так получилось, что мама не смогла найти Зверика? Хорошо ли он поступил, когда решил поиграть с ней в прятки?

• Нарисуй Красный и Зелёный лес и Зверика, который бежит к своей маме по опушке Зелёного леса.



Н. Павлова «Чьи башмачки»

Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.

— Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!

Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и — прыг! — на пол. А башмачки — бух! — во двор. Лежат башмачки во дворе и плачут:

— Где же тут ножки? На кого мы наденемся? Подошёл к башмачкам гусь:

— Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!

— Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!

— Го-го-го! Надевайтесь!

— Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам! Кыш, кыш!

Вот гусь и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:

— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?

Подошёл к башмачкам петушок:

— Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!

— Нет, не наденемся: у тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках — острые когти. Нет, не наденемся!

— Ко-ко-ко! Надевайтесь!

— Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!

Вот петушок и убежал.

Лежат башмачки во дворе и плачут:

— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?

Подошла к башмачкам собачка:

— Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!

— Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шёрстка, и пальчиков не видно.

— Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси- ка их нам. Здесь наша детка. Ждёт свои башмачки.

Собачка послушалась, взяла башмачки в зубы.

— Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!

Вот и принесла собачка наши башмачки домой!

Вот теперь где башмачки! Вот на чьих ножках!

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Как случилось, что башмачки оказались во дворе?

• Как плакали башмачки? Что они приговаривали?

• Почему башмачки не стали надеваться на лапки гуся и петушка? Могут ли гуси, петушки или собачки носить башмачки?

• О чём попросили собачку? Что произошло, когда собачка принесла башмачки?



Г. Цыферов. Из цикла «Про чудака лягушонка»

Сказка первая

Однажды лягушонок сидел у реки и смотрел, как в голубой воде плавает жёлтое солнышко. А потом пришёл ветер и сказал: «Ду». И по реке и по солнышку пошли морщинки. Рассердился тут ветер и сказал ещё раз: «Ду, ду, ду». Очень сильно. Он, видимо, хотел разгладить морщинки, но их стало больше.

И тут рассердился лягушонок. Он взял прутик и сказал ветру: «А я тебя прогоню. Ты зачем морщишь воду и любимое солнышко?»

И он погнал ветер, погнал через лес, через поле, через большую жёлтую канаву. Он гнал его в горы, где пасутся козы и овцы. И весь день там лягушонок скакал за ветром и махал прутиком. Кто-то думал: он отгоняет пчёл. Кто-то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал.

Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер.

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Нарисуй картину, которой любовался лягушонок. Что на ней будет изображено?

• Почему рассердился лягушонок? Что он сказал ветру?

• Куда погнал лягушонок ветер? Где он его пас весь день?

• Расскажи, как лягушонок пас ветер. Что он сделал?

• Ты догадался, почему автор называет лягушонка «чудаком»? Разве можно пасти ветер?

 

Сказка вторая (в сокращении)

...Каждый знает, что он ищет. А что искал лягушонок, он и сам не знал. Может быть, маму; может быть, папу; может быть, бабушку или дедушку.

На лугу он увидел большую корову.

— Корова, корова, — сказал он ей, -— а ты хочешь быть моей мамой?

— Ply что ты! — замычала корова. — Я большая, а ты такой маленький!

На реке он встретил бегемота.

— Бегемот, бегемот, ты будешь моим папой?

— Ну что ты, — зачмокал бегемот. — Я большой, а ты маленький!..

Медведь не захотел стать дедушкой. И здесь лягушонок рассердился. Он нашёл в траве маленького кузнечика и сказал ему:

— Ну вот что! Я — большой, а ты маленький. И всё равно я буду твоим папой.

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Знал ли лягушонок, что он ищет? А чего ему хотелось?

• Какой был лягушонок: маленький, грустный, одинокий, весёлый, зелёный, счастливый?

• Согласились ли корова и бегемот стать мамой и папой для маленького лягушонка? Что они ему ответили?

• Что сказал лягушонок маленькому кузнечику?

• Как ты думаешь, теперь лягушонок стал весёлым и счастливым? Кто у него появился: сынок или друг?



Г. Балл «Ветерок заболел»

Однажды маленький ветерок ужасно замёрз. Он летал и бегал по северным странам, у него даже случился насморк и кашель.

— Ап-чхи! — чихнул ветерок.

А мокрый свой нос не мог вытереть. Разве что облачком. Но оно такое чисто-чисто белое, к нему и подлететь боязно. Ветерок не подлетел, надо было скорее-скорее лечиться, чтобы выздороветь.

Старая сосна посоветовала ветерку обратиться за помощью к медведю-врачу.

Прилетел ветерок к медвежьей берлоге. Тук-тук! А носом: хлюп-хлюп!

Медведь подошёл к двери:

— Кто там?

А ветерок уже и говорить не может.

Впустил медведь ветерок в берлогу, дал ему целую банку мёда, а пяточки натёр травой-мяточкой.

Ветерок сразу повеселел, закружился по берлоге, затанцевал, да и опять в дверь — и улетел. Даже не сказал медведю доброе слово «спасибо».

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Что случилось с маленьким ветерком?

• Почему ветерок не стал вытирать свой мокрый нос маленьким облачком?

• Кто помог ветерку вылечиться?

• Что должен был сказать ветерок медведю на прощание?

• Какой момент рассказа понравился тебе больше всего? Почему?