Доклад на тему: «Особенности социального партнерства детского сада и семьи »

   Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка-дошкольника. Н. А. Дорохина отмечает, что в современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнеров. Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом .                                Т. Н. Захарова отмечает, что узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема.                                                     На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен . Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Следуя методическим рекомендациям А. В. Козловой, Р. П. Дешеулиной, О. В. Солодянкиной, Т. Н. Дороновой, организация социального партнерства детского сада и семьи предусматривает прохождение следующих фаз: Установление доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; Обеспечение родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; Обеспечение регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечение членов семьи в педагогический процесс. Таким образом, сегодня коренным образом меняется взгляд не только на семью, который существовал в течение десятилетий, но и на взаимодействие социальных институтов с ней. Формы организации социального партнерства детского сада и семьи, отмечают авторы Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова — это способы организации их совместной деятельности и общения.

          Основная цель всех видов таких форм — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

         Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.  

             Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди.

 

Методы работы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • тестирование;
  • анкетирование.

Формы работы

  • групповые
  • индивидуальные
  • наглядно-информационные
  • традиционные
  • нетрадиционные

Групповые формы

  • дни открытых дверей
  • родительские собрания
  • анкетирование/опрос родителей
  • групповые беседы, лекции и консультации

Индивидуальные формы

(индивидуальные консультации и беседы).

выделим наиболее часто встречающиеся:

  • проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
  • проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
  • детские страхи;
  • проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);
  • внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
  • воспитание ребенка в неполной семье;
  • нарушения речи у ребенка;

- индивидуальные консультации педагога

Наглядно-информационные формы

  • информационные проспекты для родителей
  • компьютерные презентации
  • памятки

Традиционные формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • наглядная информация
  • родительские собрания
  • групповые и обще садовые конференции

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • мастер- класс
  • дискуссии
  • круглые столы
  • практикумы
  • родительские вечера

                      1. Здоровье:

  • Просвещение родителей о возрастных и физиологических особенностях детей.
  • Организация консультаций по вопросам психического и физического здоровья детей.

            2. Обучение, развитие и общение: педагогическое просвещение родителей (наглядные формы работы с родителями).

Включение родителей в деятельность детского сада.

Индивидуальный маршрут и определение задач по развитию каждого ребенка.

Индивидуальная работа с родителями по вопросам воспитания и обучения.

Выработка совместных требований к ребенку.

Организация консультаций специалистов детского сада (мед. сестра, психолог).

          3. Досуг: выявление интересов родителей и детей.

Организация совместных мероприятий.

Привлечение родителей к организации досуга детей.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: aleksej_ponomarev_1983 (14.02.2019) | Автор: Пономарева Анна Ильинична E W
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar