Доклад к презентации «Опыт работы по формированию и реализации социально-ориентированных культурных практик у детей раннего возраста»

 

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред­метов. Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом  человеческих действий с предметами.  Та­кое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов.  Культурные практики в дошкольном образовании – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми.

В содержательном  разделе нашей Основной образовательной программы представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:

  1. Исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
  2. Коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
  3. Социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).

Социально-ориентированные культурные практики, такие как предметная деятельность и самообслуживание, на мой взгляд, являются ведущими видами деятельности и оказывают особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста.

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и нагляднообразного мышления детей. К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др. К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение. В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:

— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;

 — формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;

— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:

 — формировать элементарные навыки самообслуживания;

— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;

 — формировать предметные действия;

 — развивать самостоятельность в бытовом поведении.

Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов К концу периода раннего возраста, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками, иметь основные навыки самообслуживания.

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: aleksej_ponomarev_1983 (20.02.2022)
Просмотров: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar