Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний углубить понимание окружающей действительности. 

  В развитии любознательности детей  раннего возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность,  осуществляющаяся, прежде всего в ходе  учебных занятий, предусмотренных программой ДОУ.  Любознательность  малышей  выражается,  в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Побуждению вопросов и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией,  новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом.   С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.  В процессе воспитания и учения мир, окружающий ребенка раскрывается постепенно  - от познания конкретных фактов и явлений  к пониманию и установлению связей. И прежде всего это проходит в процессе  поисково-исследовательской деятельности  путем проведения экспериментов и  наблюдений.   Я вижу, что это вызывает у детей восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям, приобретая знания о свойствах и качествах объектов.

     В процессе такой деятельности подвожу ребенка  к тому, чтобы он увидел   и сформулировал проблему -  поставил вопрос и получил возможность узнать   ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому.   Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов,  что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это  открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли.

      Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, на стене солнечный зайчик!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и  т. д. Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно.       Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Миша, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только  отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым  мысль ребенка, побуждая к сравнениям,  вызывающим припоминание прошлого или  рассуждения.

Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.

  В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические  пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие  познавательной активности. Ведь у малышей на данном этапе присутствует наглядно  - образное мышление. Ребенку необходимо  рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения.

  Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

  Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленные, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это  способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного  образования. Так на занятии: «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем».

  Цели: продолжать формировать первичные представления о воде: прозрачная, течет, льется, журчит. Учить малышей выражать словами свои впечатления, сравнивать, экспериментировать, запоминать.    Совершенствовать моторные возможности детей.

  Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, желание узнавать новое. Развивать тактильные и кинетические ощущения.

  Воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок в группе и на рабочем месте ; проявлять вежливое отношение к окружающим: здороваться, прощаться, обращаться за помощью, благодарить за услугу.

  Дети на протяжении всего занятия экспериментируют (прикасаемся по очереди каждым пальчиком к воде сначала одной рукой, потом второй, потом пальцами обеих рук одновременно) . Играем в воде в игру «Большие ноги идут по дороге: Топ-топ-топ-топ. Маленькие ножки бегут по дорожке: Топ - топ-топ-топ.» (Сначала кулачками, потом пальчиками изображаем широкие и мелкие шаги по воде).

 Я говорю малышам: «Хочешь, тоже сделай так, то ладошка (опустить всю кисть в воду), то кулак (попеременные сжимания и разжимания пальчиков).                                                                                                                                        В практической части. «Поздороваемся с водичкой»

Пальчики малышей встречаются в воде и  друг с другом «здороваются» — потирают друг друга.

 Задаю вопрос  —  Вам видны сквозь воду ваши пальчики? Водичка не мешает видеть свои руки? Малыши высказывают свои наблюдения и только потом делаем вывод – вода прозрачная.                                                    Предлагаю малышам: сделайте, пожалуйста, кулачки, слегка разожмите верхние пальчики, сделайте из своих кулачков стаканчики. Я налью в ваши стаканчики из кулачков водичку из лейки, а вы понаблюдайте, что будет делать вода? Каждый ребёнок высказывает своё наблюдение – вода- (Утекает, капает, бежит, выливается).

А теперь предлагаю - Разожмите кулачки, отпустите водичку в таз. Что сделала водичка с вашими ладошками? (Намочила).

— Давайте оставим следы ваших мокрых ладошек на доске.

— Вам видны отпечатки ладошек на доске? Почему? (Ладошки мокрые).

— Видите, водичка может рисовать — оставляет мокрые следы. Вот такие занятия дают малышам возможность самим всё проверить, испробовать. А дальше с малышами мы легко делаем вывод - почему бутылка с водой утонула, а пустая плавает. Как долго думали малыши как же им перелить воду из одной чашки в другую, предлагая разные варианты, но решили попробовать  губками и работа закипела , дети так быстро перенесли всю воду из одной чашки в другую. А в конце занятия малыши столько вспомнили и рассказали в водичке. Вот на таких познавательно – исследовательских занятиях мы и развиваем интерес и любознательность ко всему, что  нас окружает.